20 лет Сибирской академии финансов и банковского дела: анализируя прошлое, оценивая настоящее, мы проектируем будущее


Н.В. Фадейкина
д-р экон. наук, профессор,
ректор САФБД,
главный редактор журнала
«Сибирская финансовая школа»

Выбор России, сделанный в 1990-х гг., и начавшиеся вслед за этим реформы полностью изменили структуру национальной экономики и направления деятельности ее субъектов. Новые хозяйствующие субъекты – организации разных форм собственности и различных организационно-правовых форм – пытались работать по правилам, приближенным к рыночным (до рынка было еще слишком далеко). Появились формальные институты рыночной экономики – коммерческие банки, товарные и фондовые рынки, биржи, качественно новые налоговые механизмы, правила антимонопольного регулирования, а также новые для российской экономики финансовые инструменты и технологии, пополнилась новым содержанием нормативно-законодательная база регулирования, особенно в области финансов и кредита. Существенно изменились не только условия, но и цели коммерческой деятельности, формируя новые требования к уровню и содержанию высшего профессионального образования .

Состояние банковской системы, конечно же, не отвечало тогда требованиям практики, поскольку существующие банковские технологии не обеспечивали достижение новых целей и реализацию обновленных функций. Развивающаяся банковская система, возникающие в стране новые финансовые институты (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды), формирующийся рынок ценных бумаг предъявляли повышенный спрос на специалистов, не только имеющих теоретические знания, но и способных разрабатывать и применять новые технологии.

Государственная система высшего образования, отпущенная в «свободное плаванье», не могла стремительно перестроиться под новые общественные потребности, а время не ждало. Особенно сложное положение возникло в области экономического образования – его парадигму необходимо было менять полностью.

В советской России основные экономические дисциплины были представлены курсами политической экономии капитализма и социализма. В лучших экономических вузах студентам удавалось приобрести опыт самостоятельного изучения «Капитала» Маркса, однако в большинстве случаев преподавался упрощенный догматический марксизм, формирующий восприятие экономической теории как дисциплины, слабо сопряженной с реальностью. Что касается специальных дисциплин, то их преподавание отвечало потребностям плановой советской экономики.

Рынок экономического образования в первые годы реформ характеризовался превышением величины спроса над величиной предложения. Спрос сдвинулся от инженерно-технических специальностей к тем, которые могли найти непосредственное применение в нарождающейся рыночной экономике, – к экономическим, юридическим, менеджериальным .

Кроме того, связь российского экономического образования с научными исследованиями практически отсутствовала по понятным причинам – в СССР наука и образование были искусственно разведены. Фундаментальными научными исследованиями в основном занимались институты Академии наук, а вузовские преподаватели в связи с большой учебной нагрузкой располагали гораздо меньшими возможностями для занятия НИР. Хотя общеизвестно: если вузовский преподаватель сам не занимается наукой, он не может обеспечить качество образования. В США, Великобритании, Франции и других развитых странах именно количество научных публикаций в реферируемых журналах служит основным показателем при заключении и продлении контракта (договора) с преподавателем, в России же и сегодня этот показатель не используется.

Перестройка экономического образования в начале 90-х гг. очень болезненно сказалась на преподавательском корпусе российских вузов. Весь опыт, знания, методические наработки, заслуги перед отечественной экономической наукой, накопленные в советский период, в одночасье утратили свою ценность. Преподавателям пришлось всему учиться заново, в основном по зарубежным источникам. Многие ценные кадры ушли из высшей школы на «вольные хлеба». Лучшие, «продвинутые» (особенно те, кто хорошо владел иностранными языками) стали работать в бизнес-школах.

В 1992 г. по инициативе группы специалистов (преподавателей экономических дисциплин, имеющих ученые степени и звания, востребованных на различных бизнес-курсах), возглавляемой Н.В. Фадейкиной, при поддержке Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), коммерческих банков Сибири и Дальнего Востока, аудиторских фирм «ФИНЭКС» (фирма в феврале 1992 г. получила лицензию ЦБ РФ на банковский аудит) и «ЭкоН» (зарегистрирована в установленном порядке в 1991 г.), Сибирской фондовой биржи, других новосибирских организаций и английской фирмы GMA была создана Сибирская международная высшая школа банковского дела (СМВШБД), затем переименованная (в 1996 г.) в Сибирский институт финансов и банковского дела (СИФБД). 4 августа 1992 г. в Москве состоялось собрание учредителей, 24 августа ТОО «СМВШБД» было зарегистрировано в установленном порядке, 10 ноября была получена лицензия Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, а 23 ноября началось обучение первой группы заочников.

Деятельность в области консультирования и внедрения новых банковских технологий мы начали уже с сентября. Благо, к этому времени у аудиторской фирмы «ФИНЭКС» на обслуживании было более 50 коммерческих банков, а фирма «ЭкоН» активно занималась продвижением на сибирском рынке своих продуктов – автоматизированных финансово-банковских комплексов – рабочих мест (АРМ финансиста, бухгалтера, операциониста и др.). В первые полтора года более половины доходов составляли доходы от проведения межрегиональных конференций и семинаров (с привлечением ведущих специалистов Банка России, преподавателей экономических вузов Москвы и Санкт-Петербурга, зарубежных экономистов), а также от продажи программных продуктов (вместе с компьютерной техникой) и консалтинговой деятельности.

Уже тогда мы осознавали, что образовательная деятельность потребует колоссальной отдачи, тем более что в период реформ и в отсутствие парадигмы экономического образования она в большей мере, чем любое другое занятие, имеет дело с будущим .

Мы также понимали: высокое качество преподавания экономических дисциплин возможно только при условии сочетания преподавательской деятельности с практической работой в соответствующей сфере. Поэтому мы искали «остепененных» практиков, которые уже «нашли себя» в образовании и/или в бизнесе, то есть создали себя в короткое время собственным немалым трудом. Вдохновленные видением новых горизонтов, мы были одержимы, не жалели сил, и в нас поверили.

В период с 1992 по 1997 г. с нами работали доценты и профессора из санкт-петербургских вузов – Г.Ф. Сысоева, Г.Н. Бургонова, Л.П. Мальтинская, зав. кафедрой международных валютно-кредитных отношений Финансовой академии д-р экон. наук, профессор В.И. Суровцева, представители Банка России – А.А. Козлов, И.А. Князев, В.И. Ильин, О.И. Мартынова, А.Н. Шеховцов, М.П. Помозков, В.М. Паламарчук, Б.В. Черкасский, Н.А. Антоненко, И.В. Новоселов, И.Ю. Седова, З.И. Меркулова, А.П. Стрыгин, Г.С. Пескова, Т.А. Артамонова, Д.Ю. Будаков .

Активно сотрудничая с МАСС, вуз продвигал свои образовательные продукты по всему Сибирскому региону. Бизнес-курсы, межрегиональные конференции, семинары, проводимые практически ежемесячно, были чрезвычайно востребованы.

К середине 90-х гг. популярность этих бизнес-курсов и семинаров еще повысилась, а масштабность образовательных программ СМВШБД увеличилась в связи с ростом уровня профессиональной компетентности наших преподавателей. Нас стали приглашать читать лекции не только в Бурятию, Горно-Алтайск, Сургут и другие города Сибири, но и в Москву и Санкт-Петербург. Помогли не только «столичные учителя», но и аудит. К этому времени у аудиторской фирмы «ФИНЭКС» (один из учредителей СМВШБД) было на обслуживании более 100 коммерческих банков; не отставал и «ЭкоН» (тоже учредитель СМВШБД) – его практика общего аудита расширилась и территориально, и в отраслевом разрезе. Благодаря аудиту мы привлекали студентов и слушателей с Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Масштабность программ дополнительного профессионально образования требовала подготовки учебно-методических пособий и популяризации наших идей, что подтолкнуло к созданию издательства (9 ноября 1994 г. мы получили лицензию Комитета РФ по печати на издательскую деятельность) и научно-практического журнала, на страницах которого можно было публиковать результаты наших исследований и проводимых мероприятий. Пробный номер журнала увидел свет в июле 1996 г. Спустя год, зарекомендовав себя как солидное научно-практическое издание, журнал «Сибирская финансовая школа» стал печатным органом МАСС. Первым главным редактором журнала был выдающийся экономист, д-р экон. наук, профессор Рифат Гусейнов. Редкий номер выходил без его статьи. Последние 10 лет (2002–2012 гг.) профессор Р. Гусейнов вел рубрику «Ретроспектива». Читатели журнала часто признавались, что знакомство с новым номером они начинают с этой рубрики, со статьи нашего замечательного Рифата.

В апреле 1997 г. наш институт (уже не СМВШБД, а СИФБД) первым из вузов Новосибирска успешно прошел государственную аттестацию, аккредитацию и выполнил свои обязательства перед участниками, студентами и общественностью, подтвердив тем самым позиции одного из ведущих негосударственных вузов, специализирующихся на подготовке экономистов в области финансов и кредита.

В 1997 г. в Российской газете были опубликованы сведения об аккредитованных вузах. В этом перечне мы оказались единственным (!) субъектом системы высшего профессионального образования (ВПО), имеющим аккредитацию по программам начального, среднего (СПО), высшего и дополнительного профессионального образования. Тем самым мы подтвердили приверженность одному из основных принципов первой Концепции развития вуза: формирования системы непрерывного профессионального образования.

Принципу диверсификации  образовательных услуг и в целом профессионального образования мы также верны на протяжении уже 20 лет. Диверсификация предполагает одновременное внедрение (одновременную реализацию) нескольких или многих продуктов (услуг), например, предложение одному потребителю образовательных услуг по нескольким образовательным направлениям, специальностям, специализациям, программам.

Неуклонно расширяя сферы деятельности, номенклатуру образовательных продуктов, мы формировали диверсифицированный комплекс научно-образовательных услуг, постоянно обогащая его за счет внедрения новых продуктов и технологий, апробированных в практике аудиторских фирм, банков и других стратегических партнеров вуза.

Цель диверсификации – максимальное удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг. Аргументы в защиту диверсификации образовательных услуг просты, но реализация этой задачи сложна и требует не только высокопрофессиональных кадров, но и использования новых технологий, качественного научно-методического и информационно-коммуникационного обеспечения. Для углубления и расширения диверсификации образовательных услуг ко второй половине 90-х гг. вузом были предприняты:

– переход к широкомасштабной подготовке и переподготовке кадров (в том числе руководящего персонала организаций) Сибирского региона в сфере финансов и кредита, внешнеэкономической деятельности, бухгалтерского учета, анализа и аудита, малого предпринимательства и международных финансово-кредитных отношений;
– формирование системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей для выпускников по программам начального, среднего и высшего образования обучение через всю жизнь;
– реализация принципа преемственности образовательных программ (от общеобразовательной школы до аспирантуры и защиты диссертации) и других принципов деятельности, сформулированных в Концепции развития вуза ;
интеграция направлений подготовки: наши выпускники вместе с дипломом СИФБД одновременно получали (благодаря нашим образовательным технологиям и таким партнерам, как Сибирская государственная геодезическая академия, Сибирская фондовая биржа, аудиторские фирмы «ФИНЭКС», «ЭкоН» и др.) дипломы двух вузов или диплом и аттестат профессионального бухгалтера (финансового менеджера), или диплом и аттестат профессионального специалиста рынка ценных бумаг, или диплом и удостоверение валютного кассира (специалиста коммерческого банка по работе с иностранной валютой) и т.д.

Благодаря диверсификации образовательных программ мы уже в первой своей пятилетке (1992–1997 гг.):

– обеспечили расширение возможностей выбора студентами (абитуриентами) направления, специальности (специализации), программы дополнительного профессионального образования (ДПО) для выстраивания ими (совместно с родителями, специалистами вуза и другими заинтересованными лицами) индивидуальной образовательной траектории в соответствии с их потребностями и способностями;
– создали механизм для поддержания финансовой устойчивости вуза (даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и демографического спада), обеспечения малодоходных и/или убыточных, но перспективных направлений (программ, проектов) научно-образовательной деятельности необходимыми ресурсами за счет других, более экономически эффективных направлений (продуктов), преследуя цель эффективного маневрирования ресурсами вуза в ответ на изменение спроса на тот или иной продукт (программу, услугу и др.).

По итогам первой пятилетки в СИФБД завершили программы ВПО 445 чел. (из них 45 получили диплом с отличием), а программы СПО – 94 чел. (красный диплом получили 17 выпускников), около 12 тыс. слушателей получили сертификаты, удостоверения и свидетельства установленного образца по повышению квалификации.

Мы с волнением наблюдали за успехами наших выпускников, большая часть которых трудоустраивалась (при поддержке администрации вуза, учредителей и стратегических партнеров) в коммерческих банках Сибирского региона.

Со своими студентами и выпускниками мы связывали большие надежды. Учредители и преподаватели вуза всегда стремились к тому, чтобы выпускники были умелыми, образованными, знающими, духовно богатыми и дисциплинированными специалистами, чтобы они приобретали в стенах нашего института истинные духовные ценности и умение мыслить. Как справедливо отмечено Ж.К. Кенисбаевым, «умение мыслить – не привилегия какой-либо отдельной профессии, а искусство, которым должен обладать каждый человек» .

Мы понимали, что направлений, определяющих дальнейшее развитие вуза, множество, а самое оптимальное сопряжено с огромной ответственностью руководства вуза и его учредителей. При выборе наилучшего варианта стратегии развития надо было объективно оценить научно-педагогический потенциал, рыночный и организационный (структурный) капитал вуза и его ближайших стратегических партнеров, просчитать риски, в том числе связанные с размещением аккредитованного вуза на новых учебно-производственных площадях (это была самая большая проблема, сдерживающая развитие СИФБД).

Смогли мы решить эту проблему благодаря поддержке первого заместителя главы администрации Новосибирской области Ю.А. Нестерова, исполнительного директора Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» В.И. Иванкова, возглавляющего в то время Попечительский совет САФБД, и доброй воле А.П. Бобрышева – генерального директора НАПО им. В.П. Чкалова. НАПО предоставило нам в пользование (на условиях долгосрочной аренды) большой учебный корпус, где раньше базировался самолетостроительный факультет НЭТИ (в 2007 г. ООО ФИНЭКС – учредитель САФБД – приобрело это здание и впоследствии передало его вузу в оперативное управление).

К концу 90-х гг. учредители СИФБД уже вполне осознавали, что наш вуз – это признанная в образовательном, научном и финансовом сообществе организация и с нами можно работать как с серьезным, ответственным и высококвалифицированным партнером.

Мы мечтали о своей научной школе, о солидном издательстве, признании нашего журнала «Сибирская финансовая школа», своих учебных корпусах… И, как показала практика, мечтали не зря. Мы достигали своих целей, которые выстраивали в мечтах. Ведь лучшее определение цели – мечта, которая осуществляется к определенному сроку.

С развитием рыночных отношений в конце 90-х гг. значительно расширился круг образовательных потребностей и изменилась их структура, что предопределило необходимость приведения в соответствие с региональными нуждами количества профессиональных образовательных учреждений и их видов; формирования такого содержания образования, которое было бы наиболее адекватно запросам общества и интересам обучающихся; обеспечения новых уровней преемственности в образовании; разработки и внедрения технологий обучения, позволяющих максимально реализовать индивидуальные потребности студентов, аспирантов, слушателей, а также ППС и сотрудников образовательных учреждений. К решению этих проблем активно подключился и наш вуз.

СИФБД разработал и утвердил новую Концепцию развития вуза (как многоуровневой образовательной системы), в которой миссия была определена как «создание региональной финансовой школы, обеспечивающей высокое качество профессиональной многоуровневой подготовки и развитие фундаментальной и прикладной науки в области финансов и кредита» .

С начала 2000-х гг. вуз стал реализовывать образовательные программы в рамках единого профессионального поля по трем уровням профессионального образования – среднему, высшему и послевузовскому. Причем каждая специальность СПО получала свое продолжение на уровне ВПО (рис. 1), что, в свою очередь, давало возможность обучающимся вести научный поиск по специальностям послевузовского профессионального образования (в 1998 г. мы открыли аспирантуру по специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит», в 2001 г. – по специальности 08.00.05 «Экономика и управление в народном хозяйстве», в 2005 г. – по специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет и статистика», а в 2007 г. – по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»).

Рис. 1. Перечень реализуемых в вузе экономических специальностей по уровням профессионального образования

Концепция развития вуза была нацелена на то, чтобы образовательная деятельность на любой ступени носила опережающий характер.

Опережающее образование, в отличие от традиционного, не только предполагает подготовку специалистов к предстоящей конкретной профессиональной деятельности, но и ориентировано на формирование готовности к усвоению новых знаний, на приобретение многофункциональных умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень профессиональной компетентности, мобильность и конкурентоспособность выпускника.

Такой уровень подготовки специалистов можно обеспечить на основе систематического обновления содержания и структуры учебных программ, использования новых технологий и прогрессивных методик обучения, тщательного подбора профессорско-преподавательского состава, расширения участия в учебном процессе ведущих специалистов-практиков, создания современной материально-технической базы, информационно-методической и программно-компьютерной поддержки образовательного процесса.

Необходимость выполнения перечисленных условий предопределила декларирование (а затем и выполнение) новых требований и принципов организации образовательного процесса – это были принципы последовательности, преемственности и системности, непрерывных инноваций и функционирования системы непрерывного профессионального образования, диверсификации, синергии, модульности, адекватности и активизации в обучении, тотального управления качеством, формирования портфеля научно-образовательных услуг на основе стратегического анализа, комплексного подхода к реализации образовательных (и сопутствующих им) услуг, интеграции образования, науки и практики .

Оглядываясь в прошлое, хочется подчеркнуть, что в 90-е гг. государственные и негосударственные вузы имели разные стартовые условия для вхождения в рынок. Первые располагали достаточной материально-технической базой, развитой инфраструктурой, сложившимся кадровым составом, высокой репутацией у потребителей образовательных услуг, тогда как вторым приходилось все начинать с нуля. Негосударственные вузы не имели ни собственного аудиторного фонда, ни стабильного штата преподавателей, ни собственного «лица» на рынке образовательных услуг. Эти, казалось бы, слабые стороны стали основой для стремительного прорыва на рынок и повышения конкурентоспособности. Негосударственные вузы эмпирическим путем адаптировались к рынку, формируя «методом проб и ошибок» адекватную существующим в регионе социально-экономическим условиям стратегию развития.

В определении стратегии вуза, организации всех сторон его жизни, прежде всего учебной и научной, в обеспечении материально-технической базы и достаточного интеллектуального капитала, безусловно, исключительная роль принадлежит руководителю – ректору вуза. Современный ректор – это руководитель, который знает, как работать в сложной обстановке, обладает смелостью принятия ответственных решений, базируясь при этом не только на своих знаниях, навыках и умениях, но и на здравом смысле, интуиции и обширных научных и деловых связях. Ректор должен обладать способностью видеть вуз не таким, каков он есть, а таким, каким он может и должен стать.

Быстро встали на ноги только те негосударственные вузы, у которых ректоры обладали такой способностью и понимали, что успех равнозначен умению, а умелым быть во всем невозможно, надо заниматься тем, что получается лучше, чем у других. Нельзя бросаться учить всех подряд, например менеджменту и экономике, а надо как можно быстрее найти свою нишу на рынке образовательных услуг, свой контингент обучающихся, свой стиль и свое лицо. Сделать это необходимо на первом же этапе развития вуза. И мы это сделали.

За период 1997–2002 гг. (вторая пятилетка) мы существенным образом повысили свой научно-педагогический потенциал, в том числе за счет широкомасштабных (для небольшого негосударственного вуза) научных исследований в области развития методологии стратегического управления, формирования и развития финансово-кредитных механизмов в сложных социально-экономических системах (субъекты естественных монополий и научно-образовательные комплексы), банковского менеджмента, государственных финансов и бюджетного процесса, бухгалтерского учета и аудита в коммерческих банках и субъектах сектора государственного управления (бюджетные учреждения), антикризисного управления, разработки научно-методического инструментария поддержки малого предпринимательства и формирования для его развития адекватной инфраструктуры. Под руководством д-ра экон. наук, профессора Н.В. Фадейкиной были выполнены и защищены кандидатские диссертации С.Ю. Сидоренко (развитие научно-методического инструментария антикризисного управления), И.В. Барановой (оценка институциональных основ развития малого предпринимательства, разработка методического обеспечения формирования его инфраструктуры и финансовой поддержки), М.Н. Скурихина (развитие методологии и практического инструментария внешнего банковского контроля), Н.В. Брюхановой (развитие методологии и организационно-методического обеспечения финансового планирования и бюджетирования в коммерческих организациях), Г.И. Мальцевой (формирование научно-обоснованных финансовой и учетной политик вуза) и др., а также докторские диссертации Н.Т. Стрельцовой (методология формирования кредитного механизма) и Т.А. Владимировой (методология формирования финансовых механизмов сложных социально-экономических систем).

В 2002 г., в свой десятилетний юбилей, завершающий вторую пятилетку , мы единодушно признали, что основными факторами успешного развития вуза явились реализация инновационной адаптивно-деятельностной модели среднего профессионального образования (АДМ) СПО)  и эффективное функционирование системы дополнительного профессионального образования (ДПО), которая «притягивала» к себе уже не только банкиров и финансистов, но и бухгалтеров, менеджеров, оценщиков, антикризисных управляющих и других специалистов, ощущавших потребность в углублении образования, обновлении интеллектуального багажа. Понятия «научная сессия», «научно-образовательный проект», «стратегический партнер» стали в СИФБД столь же обычными, как «образовательная программа», «спецкурс» и др.

Научно-образовательные проекты, разрабатываемые и реализуемые в основном для стратегических партнеров (или вместе с ними по заказу третьих лиц), позволили обеспечить органичное соединение научной, методической и учебной деятельности вуза: в научной части разрабатывалась идея, постепенно она доводилась до концепции, затем до методических разработок, которые и давали возможность создавать новое содержание программ, дисциплин, спецкурсов, тренингов, мастер-классов и реализовывать их сначала в системе ДПО, а потом и в рамках основных образовательных программ.

Именно ДПО стало катализатором процессов обновления образовательного процесса в СИФБД. Понятие «обновление образовательного процесса» подразумевает процесс модернизации, реконструкции и замены отдельных звеньев, методов и инструментария педагогической системы вуза с тем, чтобы повысить ее действенность и эффективность, проявляющиеся в повышении конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда.

Без обновления нет развития; другими словами, чтобы иметь будущее, надо постоянно использовать нововведения, фокусируя внимание не столько на минимизации затрат, сколько на максимизации возможностей.

Опыт реализации научно-образовательных проектов, бизнес-курсов доказал, что содержание различных форм организации ДПО должно формироваться с учетом быстро меняющихся и перспективных видов деятельности, которые требуют более высокого уровня профессиональной культуры. Каждый новый проект в сфере дополнительного образования связан с освоением или внедрением новых практико-ориентированных знаний, согласованием их последовательности и объемов с основными разработчиками и/или потребителями, что способствует расширению поля профессиональных контактов вуза и открывает возможность получения компетентной информации «из первых рук». Кроме того, проекты и программы, реализуемые вузом в сфере ДПО, носили (и носят) инновационный, интегративный, междисциплинарный характер.

Такое видение развития ДПО было аргументировано тем, что новый век несомненно станет веком синтеза, обобщающих междисциплинарных подходов, веком не «узких» профессионалов, а специалистов по решению сложных многоаспектных проблем (для сравнения: XX в. был веком анализа, рождения новых профессий на стыке науки и новых сфер деятельности).

Итогом командной работы над каждым научно-образовательным проектом в СИФБД становился инновационный комплекс методик, технологий, которые применялись не только в системе ДПО, но и в образовательном процессе по всем уровням образования. Это проявлялось в форме:

– новых дисциплин в составе основных образовательных программ разных уровней профессионального образования;
– новых методических разработок для преподаваемых учебных дисциплин;
– новых тем курсовых и дипломных, магистерских и кандидатских работ;
– новых направлений научных исследований;
– новых проблем для обсуждения на межрегиональных научно-практических конференциях, семинарах и др.

Многолетний опыт доказывает, что работа над проектами в рамках единого профессионального поля вместе со стратегическими партнерами позволяет вузу обеспечить опережающий характер обучения и сбалансированное управление образовательным процессом.

Уже к 2002 г. система стратегического партнерства (ССП) стала обязательным элементом нашей многоуровневой и многофункциональной образовательной системы, звеном инновационной инфраструктуры вуза и фундаментом для повышения его инновационной, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.

Что же мы понимаем под стратегическим партнерством?

Стратегическое партнерство в сфере профессионального образования представляет собой особую форму взаимоотношений вуза с его партнерами, в том числе с образовательными учреждениями. ССП, отображенная на рис. 2, функционирует на основе соглашений о стратегическом партнерстве в сфере образовательной и профессиональной деятельности, заключенных между вузом и партнером для решения конкретных задач инновационного характера и преследующих цель получения синергетического эффекта от такого взаимодействия. Мотивация сторон связана с увеличением объема присутствия партнеров на рынке, диверсификацией спектра предоставляемых услуг, снижением издержек, поиском новых идей, потребителей и пр.

Рис. 2. Система стратегического партнерства САФБД

Одним из доказательств того, что функционирование ССП является важным условием повышения конкурентоспособности и инновационной привлекательности вуза, служит тот факт, что система непрерывного профессионального образования предполагает широкое взаимодействие учебных заведений, реализующих образовательные программы различных форм и уровней. Это школы и колледжи, колледжи и вузы, школы и вузы и т.д. Наиболее распространенной формой сотрудничества является образовательная модель «Школа – Вуз». На ее основе школы и вузы реализуют множество образовательных программ: от довузовской подготовки (лицензированный продукт) до углубленного изучения ряда специальных дисциплин на базе школы с последующим обучением в вузе по индивидуальному плану. Подготовка в вуз и профессионализация профильного обучения имеют прямое отношение к конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности вуза, так как профильное обучение в школах все еще не располагает методическим обеспечением, а многие вузовские наработки вполне пригодны для решения задач профилизации.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса полнее учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их склонностями и намерениями в отношении будущей деятельности. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся (совместно с родителями, уполномоченными лицами вуза и другими заинтересованными лицами) индивидуальной образовательной траектории, которые, как правило, наиболее эффективно реализуются в рамках инновационной АДМ СПО.

Многоуровневая инновационная АДМ (рис. 3) представляет собой целостную личностно-ориентированную организационно-функциональная структуру, гибко изменяющуюся, быстро приспосабливаемую к обновляющимся образовательным целям, запросам личности студента (с учетом его индивидуально-типологических особенностей и интеллектуально- творческих возможностей), к потребностям рынка труда, направленную на создание единой информационно-образовательной среды вуза, которая обеспечивает преемственность общего и профессионального образования. Кроме того, модель способствует выбору оптимальных индивидуальных образовательных траекторий и удовлетворению интересов, склонностей и способностей студента, позволяет перестраивать отношения между педагогами и студентами.

Опыт САФБД, а также анализ психолого-педагогической литературы, результатов анкетирования преподавателей, студентов и родителей позволили установить основные закономерности, составляющие теоретический базис для разработки инновационной АДМ СПО:

– единство социализации, профессионализации и персонализации личности студента в процессе непрерывного многоуровневого образования;
– оптимальное взаимодействие интеллектуально-гуманистического становления и развития личности студента в среде АДМ СПО;
– взаимосвязь гуманитарного, естественно-научного и профессионального образования на основе интеграции содержания учебных дисциплин, создания интегрированных курсов, универсализации методов, средств и организационных форм обучения;
– социально-культурно-профессиональная обусловленность как стратегия формирования будущего специалиста экономического профиля в вузе и категориальная основа разработки АДМ СПО;
– функционально-профессиональная обусловленность воспитания, обучения и развития студентов, применения современных педагогических технологий, разработанных на базе современных средств информатизации.

При разработке АДМ мы учитывали мнение работодателей, предлагавших перечень компетенций, характеризующих современного выпускника вуза, которые обеспечивают ему преимущества в современном обществе.

Модель АДМ СПО выстраивалась на основе методов информационного и имитационного моделирования, теории педагогического конструктивизма и идей структурализма и ориентировалась на создание оптимальных условий, на рациональный выбор содержания образования, средств и организационных форм, обеспечивающих комфортно-требовательную обстановку для успешного функционирования педагогического процесса с целью подготовки компетентных специалистов экономического направления при комплексном учете различных факторов, влияющих на координацию функционирования вуза.

Кроме того, при разработке АДМ и реализации ее в образовательной практике вуза мы опирались на общенаучные принципы системно-деятельностного, интегративно-развивающего, индивидуально-дифференцированного, контекстно-модульного и акмеологического подходов, а также на вышеупомянутые принципы организации образовательного процесса и специфические принципы компетентностного подхода.

Проводимое нами в рамках мониторинга функционирования АДМ систематическое анкетирование обучающихся и их родителей доказывает, что данная модель, являющаяся частью ССП вуза, устраивает всех участников образовательного процесса.

Анализ качественной успеваемости в профильных классах выявляет положительную динамику учебно-воспитательного процесса по общеобразовательным и профильным дисциплинам. Обычно в профильных классах достаточно высокая успеваемость, большой процент медалистов.

Какие преимущества дает обучение в профильном классе школьникам? На наш взгляд, это:

– обучение основам профессиональных знаний при параллельном изучении общеобразовательных дисциплин в школе и гуманитарных, социально-экономических, математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин на факультете СПО в вузе;
– формирование профессиональных интересов и осознанный выбор профессии;
– адаптация к вузовской системе образования;
– получение двух документов об образовании – аттестата о среднем (полном) общем образовании и (через год) диплома о среднем профессиональном образовании;
– возможность обучения в вузе по ускоренной программе высшего профессионального образования;
– более высокая мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Спецификой реализации АДМ является создание единой образовательной среды в тесной связи как со школами, так и с другими стратегическими партнерами (работодателями, участвующими в формировании основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), междисциплинарных практикоориентированных модулей ОПОП, рабочих программ дисциплин, в проведении тренингов и мастер-классов), предоставляющими студентам места для прохождения производственных и преддипломных практик и способствующими трудоустройству выпускников. Это обеспечивается работой в вузе Координационного совета стратегического партнерства со школами и функционированием базовых (выездных) кафедр, созданных САФБД совместно с партнерами (как правило, на их территории).

Основные проблемы, возникающие на первых этапах взаимодействия вуза со школой, состоят в выработке целеполагающих и концептуальных рекомендаций по вопросам взаимодействия и стратегического партнерства, в определении подходов к его организации, обобщении позитивного опыта совместной инновационной деятельности по обеспечению качественной профессиональной подготовки. Решению этих проблем способствуют экспертиза и уточнение документов по стратегическому партнерству с каждой школой; координация усилий СИФБД (САФБД) и школ по реализации инновационной АДМ среднего профессионального образования; повышение профессиональной компетентности педагогов в области психологии и педагогики, образовательного менеджмента, экономики, финансов, права и бухгалтерского учета; пропаганда экономических и психолого-педагогических знаний среди родителей и учащихся базовых школ ССП «Школа – Вуз»; организация профориентационной работы среди учащихся базовых школ; публикация материалов об опыте, накопленном в рамках стратегического партнерства.

Профессиональная деятельность не сводится к сумме специальных знаний, умений и навыков, так как для любого специалиста важны не только конкретные профессиональные знания, но и определенная система взглядов и нравственных норм, которая определяет содержание и методы индивидуальной и коллективной работы, а также ответственность за ее результаты. Главным условием формирования всех этих качеств для нас является единство компетентностного и нравственного аспектов педагогической и экономической деятельности.

ССП во взаимодействии с АДМ приобрела прогрессирующий характер в 2005–2009 гг. (рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация развития в САФБД (СИФБД) системы стратегического партнерства «Школа – Вуз»

Эффективность реализации инновационной АДМ СПО во многом определяется комплексом организационно-педагогических условий (рис. 5).

Рис. 5. Организационно-педагогические условия функционирования  адаптивно-деятельностной модели среднего профессионального образования

Укрупненный алгоритм реализации АДМ СПО таков: вуз заключает договоры о стратегическом партнерстве с базовыми школами, содержащие порядок взаимодействия партнеров, в том числе определение действий сотрудников факультета среднего профессионального образования (ФСПО) и других структурных подразделений вуза по проведению психологического профориентационного тестирования, оценки знаний обучающихся, подготовке к вступительным экзаменам и т.д. После зачисления в вуз (для освоения программ среднего профессионального образования) ФСПО совместно с базовыми школами формирует группы (классы) студентов с учетом выбора ими специальности и согласует график учебного процесса.

Так как обучающиеся совмещают занятия в школе (10, 11-й классы) и в вузе на ФСПО (1 и 2-й курс, заочная форма обучения), координаторы программ и кураторы (классные руководители) групп все два года осуществляют взаимные действия в целях обеспечения повышения качества образования по профессиональной и общеобразовательной программам.

Продолжительность профессионального обучения – 15 недель на первом курсе (10-й класс) и 10 недель на втором курсе (11-й класс). После второго курса и получения аттестата о среднем образовании студент переходит на третий курс, причем, как правило, на очную форму обучения.

Инновационная привлекательность обучения в этих классах (группах) заключается в следующем:

– классы организованы на конкурсной основе; при приеме осуществляется собеседование, в рамках которого выявляются склонности обучающегося. Уже на начальном этапе и школа и вуз подключают весь спектр психологической и адаптационной поддержки, так как понимают, что только совместными усилиями можно создать из просто желающих учиться в специализированном классе (группе) коллектив единомышленников, нацеленный на обучение по конкретной специальности;
– обучение сочетает в себе очную и заочную формы. Учащийся, будучи школьником, считается уже студентом заочного отделения ФСПО. По окончании школы он получает аттестат о среднем (полном) общем образовании и, проучившись в академии еще один год на дневном отделении, становится специалистом со средним профессиональным образованием, а в дальнейшем может по ускоренной программе обучаться по направлению (избранному профилю) высшего профессионального образования;
– две программы обучения, реализуемые одновременно в полном соответствии с ФГОС (ГОС), максимально интегрированы; в образовательных процессах принимают участие преподаватели вуза, владеющие современными интеграционными педагогическими технологиями, что повышает качество личностно-ориентированного образования.

Для регулирования вопросов по организации обучения студентов создан Координационный совет стратегического партнерства. В его состав входят представители ректората САФБД и директора базовых школ. Председателем Совета является ректор академии.

Разработаны документы, регламентирующие стратегическое партнерство: соглашение о стратегическом партнерстве «Школа – Вуз», положение о Координационном совете, долгосрочная программа развития, целевая программа повышения квалификации.

Успешная реализация АДМ на уровне среднего профессионального образования обеспечивает конкурентоспособность выпускников на рынке труда и служит надежной базой для пополнения контингента факультета высшего профессионального образования. Развитие партнерства с другими участниками ССП (коммерческими и некоммерческими организациями) выстраивается на насколько иной основе и индивидуализируется в соответствии с соглашением о стратегическом партнерстве, а общий принцип партнерства, являющийся базовым принципом инновационной стратегии вуза, заключается в определении приоритетных направлений деятельности вуза в рамках инновационной стратегии путем интеграции интересов, целей и бизнес-процессов стратегических партнеров, развития стратегических альянсов, партнерств с бизнес-структурами, субъектами сектора государственного управления и субъектами других секторов экономики, с образовательными и научными организациями, профессиональными объединениями и СРО в сфере исследований и разработок, производства научно-образовательных услуг (продуктов) в сотрудничестве с зарубежными и отечественными организациями с целью решения задачи формирования инновационного человека, инновационной культуры, реализации инновационных проектов и др., что создает условия для формирования нового способа мышления людей, для накопления знаний, стимулирующих развитие общечеловеческой культуры и компетенций, способствующих повышению инновационной активности ППС и сотрудников, студентов (магистров), аспирантов, докторантов (соискателей) вуза, его стратегических партнеров и обеспечению качества профессионального образования по всем его уровням .

В 2006 г. вузом была разработана и в установленном порядке утверждена Концепция инновационной стратегии САФБД, содержащая принципы научности, селективности, обновления, специализации, интеллектуализации, необходимого разнообразия, обеспечения внешней и внутренней эффективности, партнерства и др., относящиеся как к процессу разработки Концепции и инновационной инфраструктуры вуза, так и к механизму реализации его инновационной стратегии. В инновационную инфраструктуру вошли НИИ инноваций и инвестиций (руководитель (с 2010 г.) В.Г. Соколов, д-р экон. наук, профессор); Центр инновационных компетенций и информационной политики (руководитель Г.А. Фадейкин, канд. экон. наук, доцент) и другие структурные подразделения. Основные разработчики Концепции – ректорат во главе с профессором Н.В. Фадейкиной, профессор Л.Е. Чередникова (в настоящее время д-р экон. наук Л.Е. Никифорова, работающая в САФБД проректором по науке и руководителем Института магистратуры), доцент М.В. Черепанова (канд. экон. наук, работает в должности заместителя первого проректора).

С 2007 г. СИФБД стал позиционировать себя на рынке как инновационный вуз, имеющий соответствующий потенциал и инфраструктуру.

Успех третьей пятилетки (2002 – 2007 гг.) был обусловлен активной работой диссертационного совета, функционирующего в вузе, включением в Перечень ВАК журнала «Сибирская финансовая школа» и в связи с этим – расширением состава наших партнеров, участвующих в совместных научных исследованиях и публиковавших в журнале свои научные результаты, а также развитием партнерских отношений с рядом вузов в целях защиты диссертационных работ (экономические и педагогические науки) наших преподавателей и аспирантов. Было защищено около 40 диссертационных работ, в том числе докторские диссертации В.О. Федоровича и Г.И. Мальцевой (научный консультант – Н.В. Фадейкина).

В апреле 2007 г. вузу был присвоен статус академии.

По итогам третьей пятилетки 1856 чел. завершили программы ВПО (в том числе 258 выпускников получили диплом с отличием), 1060 чел. – программы СПО (в том числе 123 выпускника получили красный диплом). Около 15 тыс. слушателей получили дипломы о переподготовке, удостоверения и свидетельства о краткосрочном повышении квалификации государственного образца и сертификаты установленной формы, подтверждающие участие слушателей в научно-практических семинарах и краткосрочных обучающих курсах,

Четвертая пятилетка в САФБД (2007 – 2012 гг.) стала самой успешной, что подтверждается результатами государственной аккредитации академии (апрель 2010 г.), работой Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, показателями результативности по всем видам научно-образовательной деятельности. Для сравнения приведем сведения о количестве выпускников, завершивших обучение и повышение квалификации в период с 2007 по 2012 г.: 2642 чел. завершили программы ВПО (в том числе 192 выпускника получили диплом с отличием), 945 чел. – программы СПО (в том числе 85 выпускников – получили красный диплом). Около 16,4 тыс. слушателей получили дипломы о переподготовке, удостоверения и свидетельства о краткосрочном повышении квалификации государственного образца и сертификаты установленной формы, подтверждающие участие слушателей в научно-практических семинарах и краткосрочных обучающих курсах, проводимых совместно с такими стратегическими партнерами, как НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», НП «Новосибирский территориальный институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов», НП «Международная ассоциация сертифицированных бухгалтеров», НП «Международный институт сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров», НП «Международный институт аудиторов».

О научно-педагогическом потенциале и развитии САФБД можно судить по результатам внешней оценки общего потенциала САФБД, выполненной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при проведении в 2010 г. процедуры аккредитации (рис. 6).

Рис. 6. Лепестковая диаграмма с индексом соответствия критериям государственной аккредитации

Перечислим основные достижения академии в области научно-образовательной деятельности за последние пять лет, как они нам видятся.

1. Успешное функционирование созданного при академии научно-практического журнала «Сибирская финансовая школа», который с 2005 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов исследований на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Журнал в 2008 г. награжден знаком отличия «Золотой фонд прессы» с сохранением права использовать его в течение 2009 г.

2. Расширение состава научных школ и направлений научных исследований в академии как ответ на необходимость формирования финансово-экономических механизмов развития высокоорганизованных экономических систем, в том числе в банковской сфере, в условиях гибкой, гармоничной экономики, основанной на знаниях. К концу пятилетнего периода количество направлений исследований увеличилось с 8 до 20, среди них:

– институциональные преобразования в национальной экономике, в системе публичного управления социально-экономическим развитием публично-правовых образований, в области общественных финансов и бюджетного процесса;
– история развития, методология и организация бухгалтерского, управленческого, налогового, статистического учета, контроля и аудита (в том числе аудита эффективности и государственного финансового контроля (в контексте стандартов ИНТОСАИ) в секторе государственного управления); трансформация национальной отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО и МСФООС), а также методология и развитие научно-методического инструментария инвестиционного, финансового и управленческого анализа;
– развитие методологии и практического инструментария менеджмента риска и совершенствования системы управления банковскими рисками; концептуальных основ и методологии формирования антикризисных стратегий управления банковскими группами, определения финансовой устойчивости, надежности банков;
– методология, организация и технология государственного (муниципального) финансового контроля и аудита, стандартизация его организационно-методического инструментария;
– развитие теории, методологии и институциональных основ в области инновационной и научно-исследовательской деятельности; методологии, методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной и инвестиционной деятельности в экономических системах;
– развитие методологии стратегического управления организациями на основе триады «знание – интеллектуальный капитал – инновации», разработка концептуальных основ и организационно-методического обеспечения инновационных стратегий публично-правовых образований и организаций;
– развитие теоретико-методологических основ и методического инструментария систем управления вознаграждением персонала коммерческих и некоммерческих организаций;
– развитие методологии и научно-методического обеспечения оценки эффективности функционирования сложных социально-экономических систем, в том числе относящихся к сектору государственного управления, определения ключевых показателей эффективности и результативности деятельности организации, а также эффективности использования бюджетных средств и реализации  целевых программ федерального, регионального и муниципального уровня и др.

3. В результате создания новых знаний, разработки и реализации методологии и научно-практического инструментария бухгалтерского учета и финансов САФБД становится одним из ведущих научно-методологических центров в области публичного управления социально-экономическим развитием публично-правовых образований, стратегического менеджмента, моделирования инновационных процессов, теории бухгалтерского учета капитала, бюджетного учета, оценки эффективности общественных финансов и результативности деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях.

4. За разработку механизмов инвестиционной поддержки инновационной деятельности в экономических системах Международной инженерной академией, Инновационным центром Евразийского транспортного союза и Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН академия признана одним из ведущих научно-методологических центров в части разработки и экономического сопровождения инновационных проектов; разработки методологии и научно-практического инструментария обеспечения надежности функционирования и развития экономических систем.

5. В рамках научного направления «Развитие методологии, методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной и инвестиционной деятельности в экономических системах» в 2009 г. в академии создан Научно-исследовательский институт инноваций и инвестиций. Его деятельность основывается на обобщении новых знаний в области инноваций и инвестиций и результатов научно-практической работы, осуществляемой академией в части обоснования эффективности и экономического сопровождения инновационных проектов.

6. Эффективная работа Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 521.021.01 по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (специализации: менеджмент, управление инновациями).

7. Рост количества докторов наук в штате академии и количества защищенных докторских диссертаций. В 2009 г. докторскую диссертацию защитила первый проректор академии И.В. Баранова (научный консультант – Н.В. Фадейкина), в 2011 г. – проректор по науке Л.Е. Никифорова (научный консультант – Н.В. Фадейкина), в 2012 г. – доценты Н.В. Брюханова и О.В. Глушакова (научный консультант – Н.В. Фадейкина). Активизация работы над докторскими диссертациями объясняется актуализацией проблем и предметных областей соискателей САФБД, исследующих вопросы развития методологии стратегического менеджмента, общественных финансов, публичного управления, в том числе управления процессами обеспечения качества жизни населения, оценки эффективности и результативности функционирования сложных социально-экономических систем.

8. Высокая оценка деятельности САФБД профессиональными объединениями и саморегулируемыми организациями в области бухгалтерского учета, аудита, оценочной деятельности и антикризисного управления.

9. Внедрение системы менеджмента качества (САФБД в марте 2010 г. выдан Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001–2008) и постоянное проведение внутреннего и внешнего аудита способствовало принятию руководством вуза решения о внедрении международных принципов менеджмента для достижения устойчивого успеха, основанного на принципах менеджмента качества (применение методологической и инструментальной базы стандарта ГОСТ Р ИСО 9004–2010, введенного в России 1 июля 2011 г.).

10. По результатам опроса около 20 тыс. респондентов, обнародованным рейтинговым агентством «Росрейтинг» 6 июля 2012 г., Сибирская академия финансов и банковского дела единственная из новосибирских вузов вошла в  рейтинг лучших негосударственных вузов страны по уровню востребованности выпускников на рынке труда (рассматривались только аккредитованные негосударственные вузы, которые весной 2012 г. получили бюджетные места по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования; таких вузов в РФ 69).

Понадобилось 20 лет напряженного труда для реализации нашей мечты – создания современного конкурентоспособного вуза, получившего признание и способного предоставлять научно-образовательные услуги академического уровня.